54-летняя жительница г. Касли болела вирусным гепатитом С, который перерос в цирроз печени, а на его фоне у женщины образовалась ещё и гепатоцеллюлярная карцинома.
Татьяна – учитель-дефектолог, всю жизнь работала в школе, два года назад переехала в Касли к отцу из Донецка. Когда у женщины внезапно открылась язва, обнаружились проблемы с печенью. Хирурги поставили сложную пациентку в лист ожидания на трансплантацию органа.
«Конечно, суматоха, паника, сразу нервы, в тот момент я себя, конечно, чуть-чуть накрутила, а потом сказала: «Вперед!» Я 15 лет испытывала боль в области печени. А сейчас, наоборот, летаю. Ничего не болит, всё прекрасно, всё отлично благодаря сотрудникам этого учреждения медицинского», – говорит Татьяна.
Первопричиной всех неприятных метаморфоз с печенью стал вирусный гепатит С. Это заболевание сейчас является достаточно распространённым на всей территории Челябинской области. В большинстве случаев гепатит С приводит к развитию цирроза печени и рака печени.
Сложность в том, что варианты лечения таких пациентов у онкологов крайне ограничены. Хирургические вмешательства в данном случае практически невозможны. Ограничены и возможности лекарственной химиотерапии: она сильно влияет на печень, и пациенты с тяжёлой печёночной недостаточностью её перенести не могут. Поэтому вариант лечения остаётся всего один – трансплантация.
Для анестезиологов операция по трансплантации печени считается одной из сложнейших. Работать приходится двумя бригадами, потому что сама операция длится часов 10-12. Самый страшный час – когда пациент живёт без своей печени. Из-за длительной патологии пациент остаётся с полностью истощёнными резервами организма, это дополнительно осложняет ситуацию.
«Когда в организме ещё находится его печень, пусть даже больная, всё равно она у него есть, она выполняет какие-то функции. Но в тот момент, когда идёт протезирование функций печени, мы остаёмся с пережатой главной веной в организме – это самый страшный час. Тогда вводим огромное количество самых разных препаратов, чтобы в целом поддерживать жизнь пациента», – поясняет Азамат Денмухаметов, врач – анестезиолог-реаниматолог.
После операции анестезиологи передают пациента коллегам в реанимацию, но продолжают постоянно отслеживать его состояние. Полностью отпустить ситуацию удаётся только в момент, когда пациента переводят в обычную палату и он возвращается к привычной жизни: самостоятельно дышит, ходит и ест.
Всего одна операция решила сразу три проблемы. Гепатит С ещё до трансплантации пролечили противовирусными препаратами. От цирроза полностью спасла пересадка печени, а по поводу рецидивов рака Татьяне предстоит постоянное наблюдение у онкологов.